Выплаченную работнику компенсацию при увольнении по соглашению сторон взыскать не получится
Законодательством не предусмотрены какие-либо специальные выплаты для работников, увольняемых по соглашению сторон. В то же время ч. 8 ст. 178 Трудового кодекса позволяет предусмотреть в коллективном договоре или в трудовом договоре, что в случае увольнения работника по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ ему выплачивается выходное пособие. Тем не менее на практике зачастую условие о выплате выходного пособия включается непосредственно в текст соглашения о расторжении трудового договора. Напомним, закон запрещает включать такое условие в соглашение о расторжении трудового договора только с работниками, поименованными в ч. 1 ст. 349.3 ТК РФ. Общей же нормы, запрещающей устанавливать необходимость выплаты выходного пособия подобным способом, не существует. В судебной практике вопрос о том, можно ли включать условие о выплате выходного пособия непосредственно в соглашение о расторжении трудового договора, однозначно не решен (подробнее см. в Энциклопедии решений).
Работодатели, заключившие с работником соглашение о расторжении трудового договора с условием о выплате выходного пособия, иногда при увольнении такое пособие не выплачивают. Работникам, оказавшимся в такой ситуации, взыскать пособие в судебном порядке часто не удается. При этом суды исходят из того, что предусмотренная соглашением о расторжении трудового договора выплата не является выходным пособием, не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, не предусмотрена действующей у работодателя системой оплаты труда и носит, по существу, произвольный характер (см., например, определения Верховного Суда РФ от 10 августа 2015 г. № 36-КГ15-5, Третьего КСОЮ от 16 сентября 2020 г. № 8Г-14857/2020[88-14334/2020], Рязанского облсуда от 22 ноября 2017 г. № 33-2615/2017).
Другие работодатели, уже выплатив выходное пособие при увольнении по соглашению сторон, иногда пытаются взыскать такое пособие с работника в судебном порядке и признать пункт соглашения о выплате недействительным. Подобное дело недавно рассмотрел Второй КСОЮ.
Между работником и работодателем было заключено соглашение о расторжении трудового договора, в котором была предусмотрена выплата работнику при увольнении денежных средств в размере 30 тыс. руб. Работодатель выплатил эту компенсацию при увольнении, но затем обратился в суд за ее взысканием с работника. Он пояснил, что данная денежная выплата не предусмотрена ни трудовым договором, ни одним локальным актом организации; произвольные и необоснованные выплаты со стороны работодателя не предусмотрены законодательством и являются незаконными. Кроме того, размер компенсации, предусмотренный условиями трудового договора, не может носить произвольный характер и нарушать законные интересы организации, других работников и иных лиц, включая собственника имущества организации, а должен соответствовать действующей в организации системе оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, локальными нормативными актами, принятыми в соответствии с трудовым законодательством.
Первая инстанция согласилась с такими доводами и взыскала денежные средства с работника.
Апелляционная инстанция решение суда отменила, в удовлетворении требований отказала, указала на недопустимость возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (см. ст. 137 ТК РФ, п. 3 ст. 1109 ГК РФ). Принимая во внимание отсутствие счетной ошибки, а также данных о том, что работник действовал недобросовестно, суд апелляционной инстанции указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о взыскании с работника денежных средств в размере 30 тыс. руб. Второй КСОЮ согласился с выводами суда апелляционной инстанции (Определение Второго КСОЮ от 10 марта 2022 № 8Г-2571/2022[88-4622/2022]).
На отсутствие возможности взыскать с работника уже выплаченное ему выходное пособие, предусмотренное соглашением о расторжении трудового договора, указывают и другие суды (см. определения Первого КСОЮ от 7 июня 2021 г. № 8Г-10418/2021[88-11363/2021], Новосибирского облсуда от 25 мая 2021 г. № 33-4265/2021, Краснодарского краевого суда от 14 марта 2017 г. № 33-7016/2017).