Правила снижения размера компенсации за незаконное использование товарного знака станут более гибкими
Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, подготовленный в целях реализации постановления КС РФ от 24 июля 2020 г. № 40-П. Этим постановлением была признана не соответствующей Конституции норма подп. 2 п. 4 ст. 1515 Гражданского кодекса, которой предусмотрена возможность взыскания с нарушителя исключительных прав на товарный знак в пользу правообладателя компенсации в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за его правомерное использование.
Конституционный Суд Российской Федерации признал данную норму неконституционной в той мере, в какой она не позволяет суду снизить размер компенсации, если он многократно превышает величину причиненных правообладателю убытков, с учетом фактических обстоятельств конкретного дела (в частности, того, что правонарушение совершено впервые, не носит грубый характер, а реализация товаров с незаконным использованием исключительных прав третьих лиц не является для нарушителя существенной частью предпринимательской деятельности) (Проект федерального закона № 1100176-7).
В связи с этим проектом предполагается наделить суд правом уменьшать при подобных обстоятельствах размер компенсации, но не ниже стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или стоимости права использования товарного знака, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за его правомерное использование.
Напомним, что на рассмотрении Госдумы находится еще один законопроект, направленный на корректировку правил снижения размера компенсации за нарушение исключительных прав. Он также подготовлен в связи с признанием ряда положений ГК РФ неконституционными (постановление КС РФ от 13 декабря 2016 г. № 28-П) и расширяет возможности суда при решении вопроса об уменьшении размера компенсации, взыскиваемой за нарушение одним действием прав на несколько объектов интеллектуальной собственности.