Эксперты предлагают повысить защиту граждан при сделках с недвижимостью
Федеральная нотариальная палата вместе с экспертами из других правовых институтов подготовит предложения по совершенствованию законопроекта о государственной регистрации недвижимости. По мнению экспертов, необходимо предусмотреть повышенную защиту гражданина в сделках, иначе передовые начинания могут принести обратный эффект. Вчера общественные слушания по проекту закона о государственной регистрации недвижимости прошли в Общественной палате. Документ вводит новые и достаточно удобные правила. Например, предполагается создание Единого государственного реестра недвижимости, в котором будут регистрироваться и дома, и земля. Вестись реестр будет исключительно в электронной форме.
Во многом упрощается процедура регистрации недвижимости. Однако вчера эксперты обратили внимание, что упрощать процедуры в этой деликатной сфере можно лишь до известного предела. Иначе покупка жилья может превратиться в своего рода "русскую рулетку". Скажем, например, начальник отдела систематизации законодательства и анализа судебной практики по гражданским делам Верховного суда России Ольга Потрашкова обратила вчера внимание, что, если покупаешь квартиру, при проверке ее юридической чистоты недостаточно взять только выписку из реестра. Нужно изучить массу других документов, проверить всю историю квартиры. Иначе в случае спора суд может огорчить покупателя, встав на другую сторону. Однако провести такую работу могут только специалисты. Надеяться на агентов по продаже недвижимости здесь не стоит. Они хоть и обещают правовую экспертизу, на деле только берут деньги и ни за что не отвечают. Практики рассказывают немало страшных случаев, когда покупатель из-за каких-то огрехов либо совсем лишался квартиры, либо получал большие проблемы. Вот одна из последних услышанных корреспондентом "РГ" страшилок от практикующего юриста: через несколько лет после покупки квартиры в двери счастливых новоселов постучался нежданный гость. Как выяснилось, когда-то давно этот человек был прописан здесь, потом сел на большой срок. Хотя человека выписали после ареста, прав вселиться назад, как выяснилось, он не утратил. То есть де-юре новые жильцы были обязаны прописать гостя. Пришлось как-то договариваться, но стоило это очень дорого. Найти подобные подводные камни в сделке под силу только профессионалам. Конечно, ошибиться может любой специалист, однако нотариус за свои ошибки отвечает рублем: он обязательно компенсирует нанесенный по его вине ущерб. "Нужно развести работу нотариуса и регистратора - нотариус занимается сделкой, регистратор непосредственно регистрирует права", - заявил вчера президент Федеральной нотариальной палаты России Константин Корсик. По его словам, было бы логично предоставить нотариусам право прямого входа в реестр. Это позволит повысить эффективность работы нотариуса, повысит оперативность обслуживания граждан, что также должно повысить привлекательность нотариальной формы сделки.
Кстати, правоведы согласны с тем, что необходимо отличать удостоверение сделки от регистрации. "Нотариусы проверяют законность сделки, имущество, принадлежащее продавцу, это важные полномочия, определяющие способность к сделке, - сказал "РГ" доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Александр Бегичев. - Должна вестись активная правовая работа, способствующая предотвращению нарушений при сделках с недвижимостью. Большинство же сделок сегодня осуществляются физическими лицами в простой письменной форме без участия профессиональных участников". Как следствие, в последнее время выросло число споров по купле-продаже недвижимости. Причем, проблемы возникают именно по сделкам, совершенным в простой письменной форме.
"В то же время количество судебных исков по сделкам с недвижимостью, совершенным в нотариальной форме, близко к нулю", - утверждают в Федеральной нотариальной палате. - Сделка, совершенная в простой письменной форме, как основа для перехода прав, опасна в сфере, где действуют физические лица, - сказала заместитель председателя совета Исследовательского центра частного права при президенте России Лидия Михеева. - Допустим, кто-то подписал за вас договор дарения, который нотариально не удостоверен, а регистраторы сегодня не проверяют, кто подписал, их волнует только, кто принес - они регистрируют сделку, в результате ущерб налицо. Также она назвала абсурдом предложение отменить обязательное нотариально оформленное согласие супруга на сделку. По ее словам, это приведет к нарушению имущественных прав другого супруга, прав детей, которые трудно будет восстанавливать, мошенничество возрастет. "Сокращение времени регистрации того не стоит", - сказала она. Эксперты подготовят свои поправки к законопроекту, которые направят в Госдуму.